Работы по созданию системы цифровой лазерной звукозаписи проводились и в нашей стране. В 1975 году в структуре ВНИИРПА им. А.С. Попова с этой целью была сформирована научно-исследовательская лаборатория под руководством Э.И. Вологдина.

Основными задачами коллектива занятого изобретением цифровая запись в СССР были:

♦ поиск технических решений, позволяющих записывать преобразованную в двоичный код звуковую информацию студийного качества на оптический носитель и в дальнейшем осуществлять ее воспроизведение без потерь вышеупомянутого качества;

♦ подготовка комплекта документации (в том числе — стандарта) для организации серийного производства лазерных проигрывателей на отечественных предприятиях;

♦ подготовка рекомендаций для создания технологии тиражирования оптических дисков (слова «компакт-диск» тогда еще не существовало, как и самого компакт-диска).

Поскольку поиск решения этих задач предстояло вести на стыке сразу нескольких наук, то в одном коллективе требовалось собрать специалистов самого разного профиля — химиков, оптиков, математиков, конструкторов-механиков, разработчиков систем автоматического регулирования, специалистов по кодированию, цифровой обработке сигнала и т.д. и т.п.

Прежде всего, требовалось найти оптимальный химический состав фоторезиста, в наибольшей степени согласующийся со свойствами лазерного излучения. А также состав проявляющего раствора, позволяющего получить питы нужной формы с четкими границами. Для этого был оборудован участок вакуумного напыления и химическая лаборатория для обработки экспонированных дисков-оригиналов.

Предстояло разработать оптическую систему для формирования лазерного пучка и его фокусировки в пятно нужных размеров. А также способ автоматического поддержания в течение всего времени записи требуемого для этих целей расстояния между объективом и поверхностью носителя. Кроме того, требовалось решить проблему радиального перемещения записывающего объектива ровно на один шаг за один оборот диска.

Эксперименты по записи дисков проводились в специальном помещении, где поддерживалась идеальная чистота и которое было оборудовано системой очистки воздуха до уровня не более 100 пылинок на 1 м3 объема (так называемая «чистая комната»).

Техническое решение

Предстояло решить целый ряд непростых вопросов, связанных с формированием потока информации перед записью ее на носитель. Как лучше объединять информацию в блоки, какой код и какой способ перемещения лучше использовать для защиты ее от ошибок? Каким канальным кодом модулировать цифровой поток? Как обеспечить надежную синхронизацию информации по блокам, по символам и по битам?

Во время работы над проигрывателем много усилий было потрачено на поиск оптимальных методов автофокусировки, автотрекинга и управления двигателем вращения диска. Сложность заключалась в том, что, поскольку полупроводниковых лазеров тогда еще не было, для считывания пришлось использовать имевшийся в наличии газовый лазер ЛГ-75. Это довольно тяжелая трубка сантиметров 20 длиной.

В этих условиях конструкция сервосистем проигрывателя в корне отличалась от той, что стала традиционной после появления полупроводниковых лазерных диодов. Лазер был закреплен неподвижно, а диск располагался на подвижной каретке. Луч лазера направлялся к поверхности диска через сложную систему оптических элементов — линз, призм и зеркал. Ошибка слежения за дорожкой отрабатывалась путем перемещения каретки с диском. Сейчас, как известно, все наоборот — диск укреплен на неподвижной панели, а перемещается оптическая головка с лазерным диодом.

Надо заметить, что такое техническое решение (неподвижный лазер и подвижная каретка с диском) спустя 15 лет было заново «изобретено» и широко разрекламировано в своих новейших моделях проигрывателей фирмой SONY как «Fixed pick Up» механизм.

ЛУЧ-002

Из-за того, что лабораторные образцы всегда делаются на дискретных элементах (специализированные микросхемы появляются только после того как полностью закончены исследования и отработана схемотехника), они получаются довольно громоздкими. «ЛУЧ-001» состоял из двух блоков. Верхний блок (тот, где диск и лазер) содержал считывающий узел и все контролирующие его работу сервосистемы. Нижний блок — это декодер вместе с системами синхронизации. Он тоже выполнен на обычных серийных микросхемах.

Модель проигрывателя «ЛУЧ-002» демонстрировалась на ВДНХ и была объектом внимания передачи Ленинградского телевидения, специально посвященной теме работы лаборатории. Миллионы телезрителей впервые увидели лазерный проигрыватель и оптический диск (за два года до появления на мировом рынке компакт-диска), а также услышали, как этот диск может звучать. Специально для демонстрации на него записали прекрасную лирическую мелодию из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

После демонстрации проигрывателя на ВДНХ во ВНИИРПА хлынул поток представителей различных предприятий, производящих бытовую радиоэлектронную аппаратуру. Новинка показалась настолько интересной и перспективной, что всем захотелось организовать производство подобной техники у себя. Когда же в ходе переговоров выяснялось, что для этого надо прежде всего наладить производство полупроводниковых лазеров, специализированных БИС и оптомеханических блоков, многих это ставило в тупик. Всеми необходимыми технологиями ни один из производителей не владел, ибо в силу особенностей плановой советской экономики монополии на разные виды технологий принадлежали предприятиям разных министерств.

Нужна была кооперация

Но ведомственные интересы в СССР всегда были превыше всего. В условиях стопроцентного государственного финансирования каждое министерство рассматривало любой новый проект исключительно сквозь призму возможностей получения под его реализацию хороших денег из госбюджета. Чем более масштабен проект, тем больше стимулов побороться за головную роль в его реализации.

Проект по реализации системы цифровой лазерной звукозаписи был масштабным и дорогим. Поэтому вместо кооперации между министерствами и предприятиями, их представляющими, разгорелась самая настоящая война со всеми ее атрибутами — разведкой и контрразведкой, неожиданными ударами по противнику и ретирадами с мест предполагаемого сражения.

Какие-то деньги время от времени выделялись, но попадали они чаще всего не к тому, кто может, а к тому, у кого больше связей во властных партийных структурах.

Уже давно был принят международный стандарт на систему CD, компакт-диск уже вовсю продавался на рынках планеты, а в СССР все продолжалась межминистерская война. Некоторые предприятия, такие, как ПО «Вега» из Бердска или таллинский «РЭТ» устав от борьбы, попытались решить задачу собственными силами (путем закупки импортных блоков и комплектующих) и какое-то время выпускали CD-проигрыватели.